Выбор информационной системы предприятия

Любой выбор сопряжен с массой вопросов, а выбор автоматизированной системы  для предприятия - случай особенный. Деятельность любого предприятия или организации сопровождается обработкой и перемещением большого количества информации. Эта информация наполняет каналы предприятия и является основой для выводов, сделанных ИСУ (информационной системы управления). И от скорости обработки и передачи информации напрямую зависит успех деятельности предприятия (время — деньги).
Ускорить эту работу можно только за счет применения технических средств. Но здесь руководителя предприятия подстерегает одна, весьма распространенная ошибка - приобретение и установка дорогого оборудования, затраты на внедрение не дают желаемого результата.


Дело в том, что оборудование и программные средства для информационной системы предприятия — это всего лишь набор инструментов. Только полное представление о том как, и какие задачи будут решаться с использованием этих инструментов, может дать положительные результаты при внедрении информационной системы.

Типовая структура
 
Информационная система предприятия представляет собой ?слоеный пирог?, где каждый слой обеспечивает функционирование следующих перед ним слоев:
  • Исполнительный слой — набор задач, решение которых обеспечивает эффективную работу предприятия.
  • Прикладной слой — набор прикладного программного обеспечение, непосредственно применяемого для обработки деловой информации.
  • Системный логический слой — системное программное обеспечение, обеспечивающее функционирование физического слоя, механизмы обмена информацией, разграничение прав доступа, и т.п.
  • Физический слой — оборудование, кабельные сети, каналы передачи данных.
Для слоев 2, 3 и 4 возможно применение готовых типовых проектов, с изменениями под конкретные требования заказчика (локальная сеть предприятия).

Этапы создания системы

Реализация системы обычно начинается с этапа проектирования исполнительного слоя, но для этого на предприятии должна быть создана модель документооборота и определены функции каждого исполнителя в этой модели.
Обычно модель документооборота тесно связана со структурой предприятия. На основе модели документооборота проектируется исполнительный слой. Определить, что должно входить в исполнительный слой системы — это и есть основная задачи проектирования исполнительного слоя. Исполнительный слой может формироваться на предприятии своими силами, возможно с привлечением сторонних специалистов.
Остальные слои проектируются последовательно друг за другом, на основе исходных данных предыдущего слоя. И если на предприятии нет опыта проектирования и строительства в данной области, то для экономии средств и времени имеет смысл обратиться к сторонним специализированным организациям, зарекомендовавшим себя в проведении подобных работ.

Типовой проект системного слоя системы

Основная проблема проектирования этого слоя системы состоит в том, какую платформу выбрать за основу. Будем рассматривать только платформы на процессоре Intel, так как другие системы не нашли у нас широкого распространения. В настоящее время из известных сетевых платформ на рынке представлены следующие:
  • Microsoft Windows;
  • Novell NetWare;
  • Разновидности Unix.
Каждая из перечисленных систем имеет свои достоинства и недостатки. Остановимся в качестве примера на платформе Microsoft Windows, как наиболее распространенной. Продвигаемая на рынок серия Windows 2000 имеет в своем составе полный перечень продуктов, необходимых для построения сети любой сложности, и легко адаптируется с сетями на других платформах.
Данный типовой проект легко адаптируется под любые требования, и перекрывает практически все потребности в информационном обеспечении, и позволяет взаимодействовать с другими аналогичными системами.

Прикладной слой системы

Фактически этот слой определяет те прикладные программные средства, при помощи которых решаются задачи по обмену и обработке информации. Обычно на предприятии используются программы автоматизации бухгалтерского учета, складского учета. Реже применяются системы финансового планирования, кадрового учета, автоматизации работы подразделений снабжения и сбыта. Однако, часто бывает, что используемые программы автоматизации не совместимы между собой, и как следствие не позволяют полностью автоматизировать документооборот на предприятии.
Существуют комплексные системы, покрывающие все потребности предприятия. Стоимость таких систем значительно выше, чем отдельных программ, сроки их полного внедрения больше. К тому же стоимость внедрения часто бывает больше стоимости самой системы. К сожалению, часто бывает (и тому есть примеры) что затратив большие финансовые ресурсы, руководство предприятия так и не получает ожидаемого эффекта из-за того, что на этапе проектирования исполнительного и прикладного слоев не были проработаны все детали системы и не учтены все требования, которым система должна отвечать.
Для успешного выбора и внедрения прикладной системы необходимо четко знать ответы на следующие вопросы:
  1. Какие процессы деятельности предприятия могут быть автоматизированы.
  2. Как должны взаимодействовать различные части системы.
  3. Какая информация и в каком виде может быть предоставлена в качестве выходных отчетов системы.
  4. Каким образом в систему может вводиться входная информация.
  5. Возможно ли изменение алгоритмов обработки информации, и каким образом.
  6. Возможно ли дополнение и изменение системы в случае изменения потребностей предприятия.
  7. Какие аппаратные и программные средства необходимы для функционирования системы.
  8. Как будет осуществляться поддержка и обновление системы.
  9. Как производиться обучение персонала.
Также желательно знать, где уже используется выбранная система и какие о ней отзывы у потребителя.
Имея ответы на эти вопросы можно принимать решение о приобретении конкретной системы.
Здесь намеренно не приводятся примеры конкретного применения каких либо систем автоматизации и управления предприятия, поскольку внешнее наполнение таких систем и выполняемые функции очень похоже друг на друга, и каждая из них имеет свои функции и недостатки, и что является важным для одних, может быть второстепенным для других.
Так что выбор той или иной системы остается исключительно за руководством предприятия.

Комментариев нет:

Отправить комментарий