Любой выбор сопряжен с массой вопросов, а выбор автоматизированной системы для предприятия - случай особенный. Деятельность любого предприятия или организации сопровождается
обработкой и перемещением большого количества информации. Эта информация наполняет каналы предприятия и является основой для выводов, сделанных ИСУ (информационной системы управления). И от скорости
обработки и передачи информации напрямую зависит успех деятельности
предприятия (время — деньги).
Ускорить эту работу можно только за счет применения технических
средств. Но здесь руководителя предприятия подстерегает одна, весьма
распространенная ошибка - приобретение и установка дорогого
оборудования, затраты на внедрение не дают желаемого результата.
Дело в том, что оборудование и программные средства для
информационной системы предприятия — это всего лишь набор инструментов.
Только полное представление о том как, и какие задачи будут решаться с
использованием этих инструментов, может дать положительные результаты
при внедрении информационной системы.
Типовая структура
Типовая структура
Информационная система предприятия представляет собой ?слоеный
пирог?, где каждый слой обеспечивает функционирование следующих перед
ним слоев:
- Исполнительный слой — набор задач, решение которых обеспечивает эффективную работу предприятия.
- Прикладной слой — набор прикладного программного обеспечение, непосредственно применяемого для обработки деловой информации.
- Системный логический слой — системное программное обеспечение, обеспечивающее функционирование физического слоя, механизмы обмена информацией, разграничение прав доступа, и т.п.
- Физический слой — оборудование, кабельные сети, каналы передачи данных.
Для слоев 2, 3 и 4 возможно применение готовых типовых проектов, с изменениями под конкретные требования заказчика (локальная сеть предприятия).
Этапы создания системы
Реализация системы обычно начинается с этапа проектирования
исполнительного слоя, но для этого на предприятии должна быть создана
модель документооборота и определены функции каждого исполнителя в этой
модели.
Обычно модель документооборота тесно связана со структурой
предприятия. На основе модели документооборота проектируется
исполнительный слой. Определить, что должно входить в исполнительный
слой системы — это и есть основная задачи проектирования исполнительного
слоя. Исполнительный слой может формироваться на предприятии своими
силами, возможно с привлечением сторонних специалистов.
Остальные слои проектируются последовательно друг за другом, на
основе исходных данных предыдущего слоя. И если на предприятии нет опыта
проектирования и строительства в данной области, то для экономии
средств и времени имеет смысл обратиться к сторонним специализированным
организациям, зарекомендовавшим себя в проведении подобных работ.
Типовой проект системного слоя системы
Основная проблема проектирования этого слоя системы состоит в том,
какую платформу выбрать за основу. Будем рассматривать только платформы
на процессоре Intel, так как другие системы не нашли у нас широкого
распространения. В настоящее время из известных сетевых платформ на
рынке представлены следующие:
- Microsoft Windows;
- Novell NetWare;
- Разновидности Unix.
Каждая из перечисленных систем имеет свои достоинства и недостатки.
Остановимся в качестве примера на платформе Microsoft Windows, как
наиболее распространенной. Продвигаемая на рынок серия Windows 2000
имеет в своем составе полный перечень продуктов, необходимых для
построения сети любой сложности, и легко адаптируется с сетями на других
платформах.
Данный типовой проект легко адаптируется под любые требования, и
перекрывает практически все потребности в информационном обеспечении, и
позволяет взаимодействовать с другими аналогичными системами.
Прикладной слой системы
Фактически этот слой определяет те прикладные программные средства,
при помощи которых решаются задачи по обмену и обработке информации.
Обычно на предприятии используются программы автоматизации
бухгалтерского учета, складского учета. Реже применяются системы
финансового планирования, кадрового учета, автоматизации работы
подразделений снабжения и сбыта. Однако, часто бывает, что используемые
программы автоматизации не совместимы между собой, и как следствие не
позволяют полностью автоматизировать документооборот на предприятии.
Существуют комплексные системы, покрывающие все потребности
предприятия. Стоимость таких систем значительно выше, чем отдельных
программ, сроки их полного внедрения больше. К тому же стоимость
внедрения часто бывает больше стоимости самой системы. К сожалению,
часто бывает (и тому есть примеры) что затратив большие финансовые
ресурсы, руководство предприятия так и не получает ожидаемого эффекта
из-за того, что на этапе проектирования исполнительного и прикладного
слоев не были проработаны все детали системы и не учтены все требования,
которым система должна отвечать.
Для успешного выбора и внедрения прикладной системы необходимо четко знать ответы на следующие вопросы:
- Какие процессы деятельности предприятия могут быть автоматизированы.
- Как должны взаимодействовать различные части системы.
- Какая информация и в каком виде может быть предоставлена в качестве выходных отчетов системы.
- Каким образом в систему может вводиться входная информация.
- Возможно ли изменение алгоритмов обработки информации, и каким образом.
- Возможно ли дополнение и изменение системы в случае изменения потребностей предприятия.
- Какие аппаратные и программные средства необходимы для функционирования системы.
- Как будет осуществляться поддержка и обновление системы.
- Как производиться обучение персонала.
Также желательно знать, где уже используется выбранная система и какие о ней отзывы у потребителя.
Имея ответы на эти вопросы можно принимать решение о приобретении конкретной системы.
Здесь намеренно не приводятся примеры конкретного применения каких
либо систем автоматизации и управления предприятия, поскольку внешнее
наполнение таких систем и выполняемые функции очень похоже друг на
друга, и каждая из них имеет свои функции и недостатки, и что является
важным для одних, может быть второстепенным для других.
Так что выбор той или иной системы остается исключительно за руководством предприятия.
Комментариев нет:
Отправить комментарий